Коммуникативная методика против традиционного метода обучения иностранному языку

Кому подойдет коммуникативный метод

Исходя из задач, которые ставит перед собой данный метод, рассмотрим кому он подойдет. Итак, коммуникативный метод изучения английского языка подойдет тем, кто:

  • Хочет говорить грамотно (accu­ra­cy).  В процессе обучения студентов учат говорить на разные темы, при этом речь должна быть правильной. Так как большая часть обучения посвящена разговорной речи, то за очень короткий срок у ученика пропадает страх говорить или страх сделать ошибку.
  • Хочет говорить бегло (flu­en­cy). Чем чаще и дольше вы говорите на английском, тем лучше учитесь формулировать мысли. Во время обучения педагог выстраивает с вами интересный диалог, в который вы будете с удовольствием вовлекаться. Вы сможете пользоваться различными клеше и разговорными фразами, которые помогают быстро формулировать ответы.
  • Хочет научиться понимать английскую речь. В процессе обучения у вас будет возможность слушать как звучит естественная речь, носителей языка, что позволит научиться воспринимать английский на слух. Обычно такой материал используется как основа для дискуссии.
  • Хочет изучать грамматику для общения, а не для галочки. Никто не зубрит грамматику – вот основной принцип коммуникативного метода обучения. Вам поясняют то или иное правило, и вы начинаете отрабатывать его на практике. Такой же принцип в изучении новых слов: никакой зубрежки, а практическое многократное применение.
  • Хочет научиться читать современные тексты на английском языке. Книга в оригинале и обработанный переводчиком текст — вещи разные. Многие любители литературы говорят, что стиль автора, настроение и характер героев лучше видны в оригинальном тексте. Поэтому если у вас есть желание насладиться произведениями любимого автора, советуем изучать английский по коммуникативной методике. При обучении вам будут предлагать только аутентичные тексты, написанные современным языком.
  • Хочет улучшить произношение. На занятии вы будете много говорить и постепенно станете произносить звуки все точнее, пока не добьетесь правильного звучания. Кроме того, уроки могут включать в себя различные упражнения на отработку тех или иных звуков, что поможет вам быстрее улучшить свое произношение.
  • Не хочет спать на уроках. Уроки, проводимые по коммуникативной методике, не позволят вам спать на занятии, вы просто не захотите ничего пропустить. Никаких скучных школьных тем. Современные учебники берут в основу самые разнообразные темы, которые обязательно вам будут нужны в разговорах, и при этом очень интересны.

Не смотря на множество преимуществ, коммуникативная методика обучения английскому языку это не волшебная палочка, которой взмахнешь и вуаля… I speak Eng­lish! Это интересный и совсем нескучный подход в обучении, но прикладывать собственные усилия всё же придётся. Помните об этом. Находите время для занятий, закрепляйте пройденный материал, практикуйте как можно больше и результат не заставит вас долго ждать!

Как именно объясняют грамматику в коммуникативном методе?

Было бы неправильно полагать, что о структуре языка, о способах построения фраз и предложений, слушатель должен догадываться из контекста сам. Мы часто прибегаем к языковой догадке, но, лишь, в рамках вспомогательного средства. Презентация грамматики занимает максимум минут 10 от урока. Обычно такая презентация дается не спонтанно, как в школе. А является необходимостью на пути решения ранее поставленной коммуникативной проблемы. В начале урока преподаватель моделируют такую ситуацию общения, в которой не обойтись без использования конкретных структур и просит слушателей отреагировать на проблему, решить ее или помочь собеседнику достичь поставленной цели. Предполагается, что слушатель сначала сам попытается своими словами максимально эффективно отреагировать. Когда он сталкивается с пробелом в знаниях, преподаватель диаграммами, схемами и короткими формулами четко объясняет грамматику на доске. Затем идет первичная отработка в речи на простых примерах, и только потом отработка этого материала выносится в комплексные речевые задания, диалоги, дебаты, квесты.

Функция преподавателя

В коммуникативной методике обучения английскому языку роль учителя значительно отличается от других подходов. Здесь он выступает не в роли строгого смотрителя, а выполняет несколько важных функций:

  • анализирует уже имеющиеся знания и потребности каждого ученика в отдельности;
  • помогает ученику пополнить свой запас языковых средств;
  • делит учащихся на группы и следит за эффективностью их работы;
  • дает советы и помогает решать проблемы учащихся в области английского языка;
  • контролирует ученика и изучаемый язык, но без каких-либо рамок и ограничений, лишь там, где в этом есть необходимость.

Основные принципы коммуникативной методики

В 1983 году ученые Финокьяро и Брамфит вывели основные принципы коммуникативной методики. До настоящего времени они остались практически без изменений.

  1. Значение первостепенно.
  2. Диалоги должны быть функционально значимыми; в заучивании наизусть нет необходимости.
  3. Основой для презентации языка является контекст.
  4. Нет необходимости в постановке идеального произношения; просто понятного произношения вполне достаточно.
  5. Попытки коммуникации на изучаемом языке поощряются с самого начала обучения.
  6. Родной язык практически не используется.
  7. Перевод может быть использован в минимальных количествах и только если это идет на пользу учащимся.
  8. Работа со всеми четырьмя языковыми навыками начинается с первых занятий.
  9. Учащиеся много работают в парах, группах и всем классом.
  10. Язык изучается методом проб и ошибок.
  11. На первое место ставится уверенность и беглость речи; грамматическая точность приобретается чуть позже.
  12. Внутренняя мотивация учащихся возрастает из-за интереса к коммуникации на изучаемом языке.

В 1980 году ученые Канале и Свейн выделили четыре типа коммуникативных компетенций:

Коммуникативная методика обучения английскому языку в школе

Эта методика успешно применяется не только в обучении взрослых, но и детей как дошкольного, так и школьного возраста. Коммуникативная методика обучения английскому языку для детей — это развитие навыков устного общения, письма, чтения и понимания языка на слух. Тематика, изучаемая на уроках, выбирается исходя из интересов ребенка: обсуждение семьи, школы, погоды, увлечений, игр.

В начале урока преподаватель объясняет правила грамматики и сложные темы на русском языке, а затем ученики делятся на пары и ведут диалоги уже на английском.

В начальной школе обучение таким методом проходит путем погружения в культуру англоязычных стран. Учащиеся улучшают навыки общения и узнают специфику английского быта. Задача учителя — поддерживать мотивацию учеников к изучению языка.

Какую функцию выполняет коммуникативная методика?

В первую очередь, данный способ изучения английского языка необходим для того, чтобы снять страх у изучающих перед непосредственно живым общением с носителями. У студентов пропадает страх быть не понятым, ведь оперируя стандартными грамматическими конструкциями и простыми словами, можно спокойно путешествовать по миру или находить друзей из зарубежных стран.
Давайте рассмотрим все те аспекты, которых можно достичь с помощью коммуникативной методики. Представим человека с нулевыми знаниями английского. Какие этапы он пройдет при условии регулярных, грамотно выстроенных занятий.
На начальном этапе – изучение звуков, которые постепенно сплетаются в слова и словосочетания. Именно при коммуникативной работе над английским можно «поставить» весьма неплохое произношение, которое не будет «резать ухо» носителям языка.
Затем учащийся постепенно пополняет свой словарный запас, описывая окружающие его предметы.
Следующий этап – изучение грамматики в контексте, посредством общения и коммуникативных учебных пособий.
И завершающий этап – использование стилистических приемов (фразеологизмов, фразовых глаголов, синонимов и сленга), которыми пропитана речь каждого носителя от малого до взрослого. Этого можно добиться при регулярном общении с образованными носителями языка, просмотром и прослушиванием аутентичных материалов (в том числе фильмов и оригинальной английской или американской литературы).

История появления коммуникативной методики

Коммуникационный подход далеко не новый в мировой практике. Стремление стимулировать учеников больше общаться в непринужденной манере возникло давно. Как минимум, еще в 60-е годы 20-го века. Тогда усилился приток свежих иммигрантов в Великобританию из бывших колоний, массово получавших независимость. Жители других стран, не имевших отношения к Британскому Содружеству, тоже стремились в богатое государство, недавно присоединившееся к Евросоюзу.

Появление на острове масс разнородной публики, не говорящей по-английски, поставило новые вызовы перед системой образования. У получивших гражданство, приехавших на постоянное или временное жительство не было достаточно времени на традиционную учебу. Лишь их малолетние потомки могли годами учиться в школах, постепенно входя в местное общество. Ускоренные языковые курсы тоже были проблематичными. Многие ученики приехали из экзотических мест. В Англии отсутствовали учебники на их родных языках, не хватало хорошо подготовленных преподавателей. Справиться с трудностями помог коммуникативный метод обучения английскому языку. Учащихся из различных стран помещали в один класс, и говорили с ними только по-английски. Немного учили читать и писать, без заучивания сложных грамматических правил

Но основное внимание уделяли устной коммуникации – аудированию, говорению и просто общению

Такая учеба оказалась на удивление результативной. Конечно, сыграло свою роль языковое окружение. Выходя из класса, иммигранты попадали в англоязычную среду. Окружающий быт, транспорт и магазины – все это поощряло думать иначе, чем на родине. Кто не замыкался в пределах своего этнического квартала, вскоре приобщался к британской жизни.

С тех пор коммуникативное обучение английскому языку успешно развивалось и оттачивалось в мелочах

Роль учителя осталась важной, хотя изменилось ее конкретное содержание. Хороший методист непринужденно приучает новичков правильно высказывать свои мысли, превращает урок в интересную беседу для взрослых или в игру для детей

Главные принципы коммуникативного метода

Рассмотрим основополагающие принципы коммуникативной методики обучения английскому языку:

Помощь в преодолении языкового барьера. Разговаривать на английском языке студент начинает с первого занятия, даже если не знаком с лексикой и алфавитом. Это дает возможность быстро привыкнуть к звучанию речи, что позволяет предупредить языковой барьер.

При обучении используются только современные аутентичные пособия. Тщательно проработанные англоязычные учебники содержат увлекательный и, самое главное, практический материал, который вы можете использовать в жизни.

Преподаватель проходит с учеником три стадии обучения:

  • engage­ment (вовлечение),
  • study (изучение),
  • acti­va­tion (активация — использование).

На первом этапе engage­ment преподаватель вовлекает студента в процесс обучения: предлагает обсудить картинку или инициирует интересную дискуссию, обсудить актуальное событие и т. п. На втором этапе изучения ученик изучает грамматическую тему, новые слова и выражения. Затем наступает третий этап активации знаний, где студент выполняет разные упражнения для закрепления новой грамматики и слов.

Этапы перевода сайта

  • Экспорт контента сайта, т.е. текстов всех страниц, необходим для расчета стоимости перевода. Копирование всего текста сайта в текстовой файл выполняет редактор бюро переводов, но данный этап клиент может выполнить и самостоятельно. Для этого необходимо перенести любым доступным способом исходные тексты всех страниц Вашего сайта в документ Word.
  • Перевод контента сайта — хорошо прогнозируемый и понятный этап. Перевод сайта осуществляется по стандартным расценкам подобно любому тексту соответствующей тематики.
  • Перевод элементов веб-сайта — пункты (кнопки) меню, выпадающие списки, графические баннеры, элементы дизайна и форм (form), фоны, текстовые элементы скриптов, сообщения (alerts). Все элементы веб-сайта характеризуются небольшим, но емким смысловым содержанием. Основная сложность перевода заключается в выборе наиболее подходящих терминов. Например, для обозначения разделов сайта. Для большинства разделов, т.к. Новости, Контакты и подобные им, иностранные названия устоялись. Но для специфических разделов поиск термина может занять продолжительное время. Дословный перевод в этом случае не подходит.
  • Перевод рекламных текстов сайта
    Рекламные тексты сайта — информационные тексты, статьи, баннеры, акции, новости, любые законченные тексты и материалы.
    Перевод рекламных текстов требует нетрадиционного подхода переводчика. Перевод рекламы — создание новых текстов на иностранном языке с сохранением или сознательным искажением смысла исходного текста.

Кому подойдет коммуникативная методика обучения английскому языку

По уровню предыдущей подготовки учеба с помощью общения подходит практически всем. Проще сказать, кому она не подойдет: людям слишком стеснительным, испытывающим трудности в налаживании диалога. Также некоторым лингвистам и педагогам старой школы, привыкшим к излишней теоретизации знаний. Но если вам не стыдно говорить просто и понятно, эта методика для вас!

Простота присуща каждому с рождения, а понятность будет нарастать постепенно. Ошибки на первых порах делают все. Если вы не знаете какое-то слово, можно пока заменить его русским, использовать близкий англоязычный синоним или объясниться «на пальцах». Учитель наверняка поймет, что имелось в виду. Зато будет продолжена живая нить разговора.

В особенности коммуникативный метод обучения английскому языку необходим тому, кто:

  • хочет повысить свою грамотность;
  • пытается говорить бегло (fluently);
  • старается полностью понимать англичан.

В принципе, допускается такой вариант учебы, как начать с нуля постижение иностранного. Возможно, в школе занятия прошли мимо вашего внимания, или приходилось изучать другой язык, что теперь редкость. Но лучше иметь определенную подготовку. Оттачивать речевые навыки до совершенства вместо разбора основных начал грамматики.

Голосовая коммуникация очень помогает выражаться грамотно. Известные проблемы с транскрипцией, когда слова произносятся иначе, чем пишутся, радикально решаются только обширной практикой. Человек слышит, где правильно поставить ударение, воспринимает тонкие оттенки произносимых звуков.

Многие работодатели или бизнес-партнеры требуют от российских соискателей умения разговаривать бегло (fluent English). Достичь такого уровня возможно лишь при регулярном говорении. Желательно, чтобы собеседник исправлял ваши ошибки, как делает доброжелательный учитель, выбирал актуальные темы и выражался по-современному, без лишнего жаргона. Фактически, только коммуникативное обучение английскому языку сочетает в себе все перечисленные требования.

Учеба с помощью общения ориентирована на практическое применение. Польза от нее неоценима, если вы собираетесь реально общаться с иностранцами, дома или за рубежом. Но вряд ли успешная коммуникация поможет сдавать тесты и формальные экзамены в российских учебных заведениях. Для этого даже носителю языка потребуется очень специфическая подготовка. Разве что при сдаче TOEFL привычка общаться устно дает серьезные преимущества.

Положительные и отрицательные стороны коммуникативного метода обучения иностранным языкам

Несмотря на свою популярность, коммуникативный метод имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Преимущества коммуникативного метода обучения иностранным языкам:

  • Погружение в языковую среду иностранного языка с первого занятия, позволяющее овладение не отдельными словами, а сразу фразами, которые можно применить в беседе.
  • Формирование грамотной разговорной речи на иностранном языке, что способствует разрушению языкового барьера.
  • Беглая и уверенная разговорная речь, формирование навыка общения на иностранном языке.
  • Хорошее понимание иностранного языка, что позволяет не только общаться, но и смотреть фильмы на иностранном языке, читать книги и т.д.
  • Расширение и активизация словаря.
  • Доступность и простота использования метода коммуникации (не требует наличия дорогостоящих учебников и материалов, наличия специального оборудования и т.д.).
  • Занимательные и несложные занятия, предусматривающие использование интересных приемов (например, разнообразные игровые приемы).

Недостатки методов обучения иностранным языкам:

  • На время обучения желательно полностью отказаться от родного языка, чтобы полностью погрузится в языковую среду изучаемого иностранного языка. Это может вызвать стресс у неподготовленных учащихся.
  • Работа в группах и парах исключает возможность общения учащегося с педагогом «один на один».
  • Довольно часто при использовании коммуникативного метода, педагог не может уделить достаточно внимания и времени всем учащимся (группе, паре, подгруппе и т.п.).

Замечание 3

Таким образом, коммуникативный метод можно назвать эффективным и актуальным, но его невозможно назвать идеальным. Это естественно, так как идеальных методов обучения на данный момент не разработано.

Современная коммуникативная методика: уроки английского по Скайпу

Высокие технологии делают эффективную учебу доступной в любом уголке, куда проведен Интернет. Не надо лично встречаться с учителем. Через Скайп коммуникативная методика обучения английскому языку реализуется с таким же успехом, как при физическом присутствии на уроках.

Количество участников на занятиях жестко не ограничено. Возможны индивидуальные и групповые сеансы связи. В режиме видеоконференции «одногруппники» общаются подобно встречам в реальной жизни. Было бы хорошее качество видео и звука. Для участия в учебном курсе подойдет любой компьютер последних лет выпуска, с кабельным или мобильным Интернетом на высокой скорости. Следует купить качественный микрофон, наушники и видеокамеру. Кто пользуется ноутбуком со встроенной камерой вверху экрана, ее будет достаточно. Человеку, мало знакомому со Скайпом, стоит сначала потренироваться в общении с родственниками и друзьями. Когда появится привычка к технике и программе, пора выходить на связь с учителем.

На что похожи удаленные занятия? Если вы занимались с репетитором по какому-либо предмету, значит уже имеете общее представление

На индивидуальных занятиях все внимание наставника сосредоточено на вас. На групповых уроках собеседников несколько, учитель и ученики по очереди вступают в разговор

Занимаясь в группе, желательно больше разговаривать с «коллегами», знакомиться с разными мнениями и точками зрения.

Во многом учебную программу определяет сам ученик. Наставник наверняка охотно пойдет навстречу, если вам захочется обсудить определенную тему. В том и заключается суть метода, чтобы поддерживать интерес со стороны учащихся. Кроме собственно разговоров, широко используются учебные пособия: песни, аудио и видеоролики, тексты. Преподаватель передает материалы, которые считает нужными, приводит примеры и цитаты.

Задают ли домашние задания? Только с согласия ученика. Если считаете их полезными, учителя найдут, что предложить для лучшего усвоения материала и дополнительной языковой практики. Хорошо бы приобщить к занятиям других членов семьи, и вместе с ними практиковаться.

Скайп мгновенно преодолевает огромные расстояния. Опытный учитель из Москвы может заниматься с жителями отдаленных регионов или соседних государств. Помимо очевидного удобства, это еще и выгодно. Стоимость сеанса связи онлайн, несомненно, ниже, чем физической встречи. Участники не тратят время на поездки, сохраняют средства на оплату транспорта. Заниматься можно в любое время суток, независимо от часовых поясов на обширной территории РФ.

Принципы коммуникативного метода обучения иностранным языкам

Применение коммуникативного метода обучения иностранным языкам предусматривает, в первую очередь, определение того, кому подходит данный метод. Эффективность метода коммуникации зависит от того имеются ли начальные знания у учащихся и стремление к изучению.

Принципы коммуникативного метода обучения иностранным языкам:

  1. Принцип речевой направленности – направленность на практическое пользование иностранным языком, посредством диалогового общения.
  2. Принцип индивидуализации при ведущей роли ее личностного аспекта – учет речевых способностей и умений каждого учащегося.
  3. Принцип функциональности – предполагает, что каждая речевая единица в процессе коммуникации имеет определенные речевые функции.
  4. Принцип новизны. Процесс общения характеризуется постоянной сменой темы разговора, обстоятельств, задач и т.д. Новизна направлена на формирование речевых навыков, динамичности речи учащихся.
  5. Принцип личностной ориентации общения – представлен тем, что речь каждого участника общения «окрашена» его личностными характеристиками (эмоциями, чувствами, жизненным опытом и т.п.).
  6. Принцип коллективного взаимодействия – предусматривает активное взаимодействие учащихся друг на друга в процессе общения.
  7. Принцип моделирования – предполагает такой отбор объема знаний, который действительно необходим учащимся для успешного овладения иностранным языком и последующей эффективной коммуникации.

В настоящее время без знания иностранных языков тяжело найти перспективную высокооплачиваемую работу. Коммуникативная методика открывает огромные возможности, которые обеспечат эффективность овладения иностранными языками.

Ссылка на основную публикацию